Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

Шую древность и объясняется техническими причинами. При постройке стен из необожженного кирпича для зданий представляла большчю опасность сырая местность, обильно орошаемая разливо.м огромных рек. Высокие террасы были предо.хранитель-ными мерами против воды. Однако во дворце Саргона к этой те.хнической причине присоединились и соображения безопасности. Помимо крепостных стен, которые наверху окружают по-.меитения дворца, дворец в целом поднят над городом на огромную высоту. Нужно себе представить, каким представлялся дворец Саргона жителю Дур-Шаррукина, когда последний вплотную подходил к совершенно гладкой и обнаженной четырна-дцати.метровой отвесной стене террасы (колонны Большого театра в Москве и.меют высоту 14 м). Мир города внизу и мир дворца высоко наверху были резко отделены друг от друга, и между ними не сушествовадо перехода. При приближении к горо.ду издали огромный дворец, возвышавшийся над крепостными сте-нахш, окружавшими город, должен был производить, с его высоким зиккуратом, сказочное и величественное впечатление. Выступ дворца вне городских стен тоже продиктован стремлением усилить обороноспособность крепости. При примитивных древних методах военного дела было выгодно отстреливаться с двух сторон от штур.муюшего врага. Характерно, что дворец-крепость обрашен своими оборонительны.ми приспособленияхш не только против нападающего на город и дворец снаружи врага, но п внутрь города. Конечно, двореи-крепость царя Саргона играл для укрепленного города Дур-Шаррукина роль донжона (см. том HI). На случай если бы враг прорвался в город, дворец был последним убежише.м защитников, укрепленным со всех сторон. Но несомненно также, что дворец был в.месте с тем крепостью, направленной против жителей города. В этом отношении очень показателен текст, который рассказывает о том, как Дур-Шаррукин был построен. Царь Саргон говорит сам: «Людя.м со всех четырех концов света, разноязьшным, проживавшим в горах и долинах, которых я, и.мене.м Ассура (божество), господина моего, и силою десницы Х10ей увел в неволю, я приказал говорить на одном языке и поселил их тут. Сынов .Ассуровых. во всяком деле разумных и искушенных, я поставил над ни.ми, наблюдать за ними; ученым книжникам и писца.м я поручил обучать их страху Божию и цареву». В это.м тексте и в обшей композиции дворца Саргона очень ярко отразился военный характер ассирийской монархии. Она образовалась путе.м громадных завоеваний. Необходимость в связи с эти.м организовать ар.мию с железной дисциплиной была существенной причиной, приведпгей к особенно сурово.му характеру монархической организации в



Ассирии. Ассирийиа.м прихо.чилось всегаа поддерживать на должной высоте свою военную силу, так как они постоянно были на военном положении, сталкиваясь с соседними народа.ми и отражая их натиск.

Военный характер ассирийского государства отразгися не только в укреплениях дворца, но и в то.м, что дворец был рассчитан на торжественные приемы иностранных послов, которых нужно было поразить блеском царской резиденции, чтобы .дать H.vi повышенное представление о несокрушимой .мощи ассирийского царя. Пестро разряженные делегации иностранцев верхом подъезжали к городу, пораженные великолепием и сказочностью его общего вида. Потом они въезжали в городские ворота и ехали ко дворцу по городским улицам. При этом они все время видели дворец, возвышающийся над низкими домами города и представлявшийся и.м с самых различных точек зрения. Вероятно, их вели так. чтобы они проделали воз.гюжно более длинный путь по городу. Наконец послы подъезжали вплотную к террасе дворца и оказывались около отвесной четырнадцатиметровой стены террасы. Подъе.м на террасу происходил по обращенной к городу величественной двухмаршевой лестнице, которая рассчитана на то, чтобы по ней въезжали верхом. На большой верхней площадке перед главным входом послы слезали со своих лошадей, и тут, по-видимому, их принимала выходившая им на-всгречу из дворца депутация. Потом по залам, чередующимся с дворами, их вели в приемные помещения. При прохождении через дворы взорам послов представ.!ялся возвышающийся нал крыша.ми помещений дворца зиккурат, который был виден последовательно с различных точек зрения. Послов поражала также картина главного входа в виде пролета, завершенного полу-цирку;нзНОй аркой, по сторонам которого поставлены две башни и стены делают симметрические уступы вглубь. По сторонам входного пролета стоят крылатые быки, охраняющие в.ход. Эти быки, религиозно-символическое значение которых не подлежит никако-му сомнению, очень .характерны для восточно-деспотической дворцовой архитектуры. Они гюказывают, что в Ассирии даже дворец имел религиозно-символическое истолкование. Божественные крылатые звери спустились на землю и охраняют царя. Архитектура дворца Саргона благодаря этому тоже изобразительна и С!кмво.Ц1Чна. Священные быки были поставлены и во многих других местах внутри дворца.

Дворец Саргона в целом асимметричен, но отдельные его части оформлены симметрично. Расположение больших дворов и зиккурата. сдвинутого в сторону, производит в общем впечатление, что отдельные части дворца свободно разбросаны по плат-



форме. Так. асимметрична и лицевая сторона дворца, обращенная к городу: лестница и главный вхо;х несколько сдвинуты в сторону. Но сам вход и лестница строго симметричны. В целом г.павный вход с симметрично поставленными по сторонам его башнями напоминает отчасти композицию входа в египетский .храм с двумя пилонами-башнями по сторона.м про.хода Х1ежду ними (см. главу об египетской архитектуре). Дворец Саргона и.меет сильно подчеркнутый наружный объем, который особенно выделяется благодаря постаменту-террасе, зиккурату и четкому ограничению дворца крепостными стенами и башнями. Снаружи образуется довольно сложная композиция массивных блоков, смыкаюшихся в одно целое вместе с террасой, городской стеной и ее башнями.

Для внутренности дворца очень характерна разбивка ее на отдельные сравнительно небольшие зах1кнутые помещения, что связано главным образом с перекрытием внутренних помешений цилиндрическими сводахш и неумением выкладывать пересека-юшиеся своды. Пространство каждого внутреннего помещения просто и ясно, оно четко ограничено четырьхш стенами и сводом. Внутренние пространства дворца в .Хорсабаде сохранили до известной степени пещерный характер, хотя они и выложены из кирпича высоко над поверхностью земли. Их пещерность обусловлена главным образом отсутствием отверстий, кроме дверей, и толщиной стен и сводов. Внутри видна только поверхность единого, неразложенното .массива, который начинается от иола по Одну сторону зрителя, поднимается, непосредственно начинает загибаться над его головой и по другую его сторону опять опускается до пересечения с полом. Дифференциация этого массива на стены и покрытие отсутствуют вовсе. И снаружи и внутри поверхность стен в некоторых местах обработана валиками из кирпича, вставленными в стену, так что крайние наружные точки этих валиков лежат в плоскости стен.

Симметрическая обработка отдельных частей дворца, четкое оформление внутренних пространств, анфилады помешений, образовавшиеся особенно в парадных частях дворцового комплекса, крылатые быки, наконец, рельефы, тянущиеся лентообразно и покрытые длинными однообразныхш изображениями людей, шагаюших, точно в процессиях. - все это оформляло торжественный и напыщенный ритуал, который господствовал в жизни дворца. Внутри его держали себя несвободно, ходили медленно, в натянутой, точно культовой, позе, размеренны.м щаго.\1, сопровождая эти движения условными позами и жеста.ми. Торжественные официальные приемы были настоящими священнодействиями. Эти процессии изображены на рельефах.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130