Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

произошли все-таки от дольменов. В связи с этим важна найденная в Сургуле низкая круглая постройка, которая отмечатз собой особенно выдающуюся гробницу и которая является прото-типо.м зиккурата. По-видимому, зиккурат. которьиЧ представлялся местом пребывания божества, связан по своему происхождению с царской гробницей,) Находившиеся внутри священного участка в Уре храм и дворец построены в основном по одному плановому типу, который является .аальнейшим развитием плана храма в Тель-эль-Обеид, Очень важен по своему плану другой храм, храм Энки, в котором выделено главное помещение, а наружная арка входа является прототипом мусульманских ароч-ных порталов.

Священный участок в Уре имеет совершенно неправильную форму и заполнен зданиями, расположенными асимметрично. Он тесно связан с дворцовыми жилыми корпусами, расположен ны.ми внутри его ограды. Это лишний раз подтверждает, что дворцы в восточных деспотиях были глубоко связаны с культом и культовыми зданиями, Са.м дворец развивает дворовый тип многокохнштного дома эпохи родового строя. Во дворце бросается в глаза дробление его внутренности на небольшие, совершенно отделенные друг от друга комнаты, что связано с цилиндрическими сводами, еше не знающими пересечений. Обшая композиция дворца нерегулярна, но отдельные его части построены сим.метрично. Соответствие пролетов в нескольких соседних друг с другом помещениях создают анфгшады. Видно, что в этом дворце происходили торжественные приемы и господствовал строгий ритуал. В наружном оформлении дворца бросается в глаза уступчатая обработка то.тстых кирпичных стен. Сходно оформлен дворец в Варке.

Зиккурат снаружи возвышался над священным участком. Вместе с тем он слхжил центральной вертикальной осью в композиции всего города. Он был виден не только с городских окраин, но возвышался над городом даже при взгляде на него издалека. Обшая композиция города с вертикальной башней посредине напоминает композицию ментра, господствуюшеТо над окружаю-ши.ми деревнями. Сам по себе зиккурат был жилишем божества, его «жилым храмом». Божество постоянно невидимо присутствовало в верхнем храх1ике, показываясь, как думали тогда, только посвященным. Внизу рядом с зиккуратом стоял обычно большой храм для широких .масс молящихся, в котором божество «появлялось», т. е. где показывати присутствующим его изображение. Это соединение зиккурата и хра.ма типично для архитектуры Месопота.мии. Много позднее зиккурат отпадает, и остается один только храм.



Вавилонская архитектура

С Хаммурапи (2123-2081 гг. до н. э., но существуют и другие даты: хронология остается еще спорной) начинается первая вавилонская династия, продолжающаяся до 1926 г. до н. э. От этого времени сохранился город Ур (рис. 124-127), более детально исследованный в самое последнее время. Общая композиция города характеризуется типичными для восточных деспотий неправильностью наружных очертаний, определяемых стенами с бащнями, и неправильностью внутренней планировки. Священный участок, основанный в более раннюю эпоху, составляет довольно значительную часть городского центра. Зиккурат является основной осью городского ансамбля. Он сдвинут с математичес-


bAR-5A HOUSES

Of THE EM SITE

Рис. 125. План квартала в Уре



1 -щ*


Рис. 126. Вид улицы в Уре

кого центра, так что и в этом смысле распланировка города остается неправильной.

Детально исследован целый квартал, относящийся к первой вавилонской династии. На примере этого квартала ясно виден совершенно неправильный рисунок улиц, получившийся более или менее случайно в результате разновременной застройки города, обусловленной ростом жизни и практическими потребностями. Очень любопытны отдельные дома. Все они - много-комнатые, дворового типа, развивающие дальше композицию дома эпохи родового строя. Центральный двор каждого дома покрыт кирпичной вымосткой. В середине двора устроен сток для воды; часто тут помешали бассейн. По углам двора были поставлены четыре деревянные подпоры, которые несли кры-ТБГй балкон второго яруса, опоясывавший двор. В большинстве домов в одном из помещений имеется кирпичная лестница, которая вела в помещения второго яруса, не сохранившиеся. Все дома построены из кирпича. Они вовсе не имели световых отверстий и освещались через двери, завершенные либо прямой линией, либо полуциркульной аркой. Все помещения обращены исключительно во двор и из него получали свет и воздух.

Кватна - другой значительный город конца 3-го тысячелетия, более правильный, чем Ур, но все же представляющий собой неправильный прямоугольник и относящийся к типу неправиль-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130