Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

ных башен того же типа, построенных в разных размерах и отчасти разрушенных. Всего чаще повторяется мотив главной вертикальной башни. Она в точности воспроизведена во множестве миниатюрных башенок раз-тичного размера, прилепленных к ней же, а также в большом количестве самостоятельных башенок (некоторые из них и.меют горизонтальные складки), которые являются главными составными частями всего ансамбля. Передняя и главная башни имеют каждая свое характерное покрытие, которое повторяется во всех по.цобных им башнях другого раз.мера.

Благодаря повторению одних и тех же арх!1гектурных форм в различных размерах у зрителя создается впечатление единства материи, связывающей отдельные разобщенные формы в одно целое. Растительный характер форм создает впечатление, что башни вырастают из земли, которая связывает их друг с другом и объединяет их все в одно целое. В основе этого представления лежит анимизм, как и в Китае. Скрытые силы роста земли порождают диковинные растения - башни. Мягкий, легко поддающийся отеске камень, из которого они сложены, соверпгенно не и.меет того характера геометрических блоков в форме правильных параллелепипедов, из которых сложены наиболее совершенные здания Греции (см. том И) и Ренессанса (см. то.м HI). И в Игщии, как в Китае, материал оживлен. Отдельный каменный блок не имеет значения в художественной композиции. Камень растет. Он изображает растение. И это растение имеет ре-лигиозно-си.мволический характер.

Основой архитектурной композиции новобрахманской башни является органический рост массы. Наружная масса этих храмов тяжела и пассивно расплывается, сливаясь с землей. Но вместе с тем гораздо сильнее выражена в формах башни сила роста, которая заставляет их подни.маться вверх.

В новобрахманской архитектуре Индии наблюдается два основных типа вертикальной композиции массы. С одной стороны, тот характер нарастания, который особенно ярко выражен в наружных частях передней перед главной частью ансамбля в Бхубанешваре. В ней рост вверх дается ступенями, горизонтальными уменьшающимися вверх платформами, на которые поставлены отдельные .маленькие сооружения и скульптурные изображения людей и животных. В данно.м случае растут не отдельные формы са.ми по себе, а платформы-базисы, на которых стоят эти формы. Такое нарастание особенно ясно выступает в сплошь вытесанных из ска,! невысоких башнеобразных культовых зданиях VH-VHI веков н. э. в Маматлапураме, а также в отдельных частях Кайласы в Эллуре. где вся композиция состоит из сильно отделенных друг от друга и очень ясно выраженных горизонтальных платформ, из кото-



рых каждая несет довольно большие сооружения, подобные оо1яей форме здания. При этом расстояния между отдельны.ми платфор-.мах!и различны. Обыкновенно группы из нескольких платформ отделены друг от друга более широким интервалом, который усиливает движение вверх. В этих группах количество слоев уменьи.1а-ется по направлению вверх и сами слои становятся мельче. Последовательное уменьшение горизонтальных слоев вверх сводится к одной точке при помоши завершающей части,

С другой стороны, эти горизонтальные платформы-полосы прорастают вертикальными частя,ми, пронизанными движением. Уже в наружной массе передней и в подобных ей массивах намечаются вертикальные ребра, которые, однако, еше подавляются ритмом горизонталей. Уже в передне!"! общая фор.ма ее наружной массы дает рост но верт]!ка.П1. В свободно стоящих .маленьких башенках ансамбля в Бхубансш.варе в их нижних частях господствуют иногда горизонтати. Над hji.\i!i все больше и больше подчеркиваются и выделяются вертикатьные жгуты. Подчас горизонтати даже вовсе пропадают. В главной башне достигается полное господство вертикальных жг\тов. В ней горизонтали повышают выразительность вертикате!!. которые контрастируют с горизонталями и, оттатк1таясь от них, проникаются более силь-ны.м устремлением вверх. В этом случае горизонтали повышают вертикати, но не борются с ни.ми. Для композиции главной башни в Бхубанешваре очень важен резкий контраст очень мелких горизонтатьных делений и больших по сравнению с ними вертикальных жгутов, которые их пронизывают. Вместе с тем вертикальные жгуты главной башни очень выразительно выделяются горизонталями наружной массы передней, которые вплотную к ни.м по.днесены и с ними контрастируют. Очень важную роль в композиции новобрахманских башен играет мотив верхней завершающей части, которая очень тип!1чна в главной башне в Бхубанешваре. В ее нижней части вертикатьные жгуты выражены довольно сильно. Но, благодаря тому что верх!!яя часть гладкая, из вертикальных жгутов образуется горизонтальный вал, так что горизонталь в конечном счете господствует. Сверху находится венчающая часть, которая сводит все архитектурные линии башни к одной точке.

Одной из основных идей композиции комплекса в Бхубанешваре является постепенное формирование башен различного типа. Переплетаются друг с .другом оба основных вида башен. Одни из них растут гормзонтальны.\1и слоями. Это стоящая отдельно маленькая башня, повторенная в больших размерах в передней. В пределах наружной массы последней и главной башни зарождаются совсем маленькие башенки, подобные по своим формам




Рис. 101. Большой храм в Кхаджурахо


передней. Они связывают большую башню с мантапам и другими башнями, подобными ей. Получается замкнутый круг: в пределах передней зарождается-в малолг виде та-же-форма,-которая через отдельно стоящие башни вырастает в большой массив передней. Во-вторых, имеется другой вид башен, в котором господствуют вертикальные ростки. Это - главная башня и большинство стоящих отдельно. В массе главной башни и некоторых маленьких зарождаются миниатюрные башенки того же типа, от которых нарастание идет через отдельно стоящие башенки, варьированные по своим размерам, обратно к большой. Миниатюрные башенки в пределах большой башни последовательно уменьшаются кверху, так что нарастает миниатюрная башенка.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130