Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

дые двадцать лет. но до сих пор в обших чертах сохранил свою

первоначальную форму, восходящую к VI веку н. э. Замечательно, что здания .храма в Идзумо поставлены на сваях, хотя он стоит на совершенно сухом месте, далеко от воды. Это лишний раз показывает, как тесно китайская и японская архитектура связана с зодчсство.м доклассового общества и как долго держатся там традиции первобытных свайных построек.

Все японские храмы выстроены исключительно из дерева. Этот обычай ВОСХ0.1ИТ к эпохе доклассового общества. Характерно, что позднее, когда открылась полная возможность возводить храм из другого материала, и особенно теперь, когда в распоряжении японских архитекторов на.ходятся все новейшие достижения европейской строительной техники, они все же строят храмы только из дерева. Священная традиция играет при это.м большую роль. Но японцы до сих пор обосновывают эту традицию сами для себя тем, что связать здание с природой возможно, с их точки зрения, только при употреблении дерева в качестве строительного материала. Они считают, что в Европе убивают дерево и камень и строят из .мертвого материала даже в деревянных постройках, а в Японии и Китае дерево оживляют, так как срубленный мертвый деревянный ствол, будучи включен в архитектурно-художественную композицию китайского или японского здания, вновь получает характер растущего и живущего ствола. Здание интерпретируется как растение, столбы - как древесные стволы, крыша - как листва. В Китае и Японии архитектурная форма имеет изобразительный характер, здание изображает дерево, своеобразную «художественную» растительность. Вместе с тем китайская и японская архитектура подчинена религии и се символике. Изобразительность и символичность - одни из основных черт всякой восточно-деспотической архитектуры.

В основе ансамблей китайских и японских храмов лежит система правильных параллельных и пересекающихся под прямым углом осей, на которые нанизаны отдельные здания-павильоны. В этой гео.метрической правильности, которая противоположна живописной разбросанности и аси.мметрии жилых садовых ан-са.мблей, сказалась культовая связанность и застылая иератич-ность, зарождение которой мы наблюдаем в первобытных аллеях камней и которая так широко развилась, особенно в египетской архитектуре в .храмах Нового царства. сводящи.хся к офор.млению пря.мого пути. И в китайских и японских культовых ансамблях основной осью является дорога к храму, по которой идет человек, подготовляясь к приближению к храму. Че.м священнее храм, тем длиннее ведущий к нему путь, теи сложнее подго-





Puc. ,57. Императорские гробницы около Пекина




ъц>ош

дорога духоа" об-

рамлеиная каменными фигурами

мост

тонка к его восприятию, тем больше он отделен от повседневной жизни. Путь к храму обрамлен с двух сторон боковы NHI пространствен н ы -ми знаками, симметрично соответствую ши.ми друг другу по обеим сторонам дороги. Нередко такие дороги к храму прерываются свободно стоящи.ми BopoTaxfH, через которые должен пройти посетитель. Особенно роскошны ворота в императорских гробницах около Пекина (рис. 57 и 58). Весь хр,амовой участок разбит прямыми дорогами, которые в более или менее сложной системе идут параллельно главному пути и пересекаются под пря.мым углом другими дорогами, перпендикулярными к первым. Наиболее крупные храмовые комплексы занимают огромные участки до 4 км-. Весь храмовой парк, пронизанный системой пря.мых осей, постепенно, ступенями теряется в природе и. в обратном направлении, также ступенями нарастает от природы к святилищу.

Основная проблема изучения китайских и японских культовых ансамблей состоит в том, чтобы понять соотношение свободной живописной композиции светских садов и системы прямых осей культового парка. Н\жно оговориться, что существуют храмовые сады или части их. разбитые более асимметрично и производящие впечатление случайного расположения. С другой стороны, в некоторых светских садах наблюдается известная правильность и геометризованность композиции. Система осей культового ансамбля также связана с природой, с наблюдением ее явлений и со стремлением связать с ними человеческую деятельность. Оси определяются восходом и заходом солнца, странами света, особенно севером и юго.м, которым придают значение добра и .зла. В основе лежит представление о дао - дороге, пути всего сушего, движении времен года, естественной

I мост

Мм ворота .мост

Рис.

58. Императорские гробницы около Пекина




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130