Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

HI



Puc. 40. Павильон храмового комплекса в Удзи. Япония




Л/с. 4/. Деталь хра.ма и провинции Шаньдун. Китай

ние тексты, особенно один литературный источник 1026 г. н. э., в котором читаем следующие описания сада. В нем павильоны «...разбросаны случайно тут и там, одни на холмах, которые воз-выщаются над другими холмами, как мать над своими детьми, другие построены на склоне, несколько из них расположены в .маленьких ущельях, образующих хол.м, и видны только наполовину». Связь китайского сада с легкой жилой архитектурой доклассового общества не подлежит никакому сомнению.

Китайское садовое искусство и китайская архитектура очень рано начали влиять на Японию (рис. 38-44). История японского сада разработана гораздо больще и известна много лучще. Японское садовое искусство существует уже в начале VII века н. э. До ХИ1 века продолжается первый период ето, для которого характерна символическая интерпретация садовых форм. Уже в это время в японских садах щироко распространено воспроизведение существующих в действительности пейзажей в миниатюрном виде (рис. 45). Небольшой холм делают похожим на формы какого-либо горного хребта, пруд изображает море, ручеек - реку и т. д. Но вместе с тем непременным требованием является впечатление реадьности, которое должен производить не только сад в целом, но и все его части, даже самые маленькие. Какой тонкости достигали при этом японские архитекторы-садоводы, мож-



.л t

1:;:..

Л/С. -#2 Храм в Никко. Япония

но себе представить на основании того, что древнейшее японское теоретическое сочинение о садовой архитектуре различает, например, следуюшие типы искусственных островов: гористый остров, остров, на котором расположены поля, лесистый остров, остров у берега моря, остров в форме облака, остров в форме тумана, остров с песчаным берегом и т. д. То же сочинение перечисляет различные типы падения воды водопада: контрастное падение воды, боковое падение, скачкообразное падение, спиралевидное падение, падение воды большой массой, струйкой, подобное нитке, двойное падение воды, падение воды направо и налево, косое падение и т. д. Кроме того, рассчитаны все обстоятельства, при которых будет совершаться падение водопада, вплоть до таельчайших деталей. Особтаное вниманиеуделяется освешению: например, в известных случаях водопад должен быть обрашен к луне.

Первый период истории японского сада характеризуется символической интерпретацией его в целом и натурализмо.м деталей, причем наблюдается постоянный переход от символики к натурализму и обратно.

Особенно важна для японского сада различных периодов символика камней. Характерно, например, такое расположение камней около тропинки, что оказывается возможным истолкование




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130