Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130

Заключение

В плане архитектурной композиции основной признак, который отличает архитектуру восточных деспотий от всего последующего развития мирового зодчества, состоит в том. что это - архитектура доордерная. Греческая архитектура в архаическую (Vni--V века до н. э.) и классическую (V век до н. э.) эпохи своего развития создала ордер (см. том II), т. е. известный порядок расположения архитектурных элементов, свя-занньп! со специфическим оформлением вертикальных подпор и горизонтальных балок. Греческий ордер лег в основу всего последующего архитектурного развития вплоть до нащих дней. Ордер связан с очеловечением архитектуры в Греции на основе развития индивидуализма и рационализма, характерных для идеологии греческого мелкого собственника - торговца и рабовладельца (см. том II). Вся восточно-деспотическая архитектура не знает греческого ордера, и это обстоятельство дает четкий и ясный признак для к.тассификации.

хМожет возникнуть возражение, что колонна имеется и в архитектуре восточных деспотий. Но это будет неточной формулировкой. Колонна - часть греческого ордера, а греческого ордера ни одна восточная деспотия не знает. На Востоке встречается лишь вертикальная подпора, только внешне сходная иногда с греческой ко.лонной, но по существу в корне от нее отличная.

Подробно о подпорах в архитектурах различных восточных деспотий речь была выше, здесь я только кратко перечислю основные типы подпор на Востоке. Это прежде всего - пережиток первобытной легкой деревянной подпоры, которую мы встречаем в различных странах и которая так же не может быть зачислена в одну группу с греческой колонной, как столбы, на которых зиждется первобытная хижина, или деревянная подпора внутри большого дольмена. Сюда относятся тонкие цилиндрические столбики-подпоры китайских зданий, уменьшающиеся книзу колонны-шесты египетских жилых домов и критских -двориов"ж др: С друТбйТтброны,"""!" Индийв"""ЕгйптеЪ многочисленных памятниках имеются мощные каменные столбы-подпоры, глубоко родственные столбам наружной ограды Стонхенджа.

Особую группу образуют в архитектурах восзючных деспотий подпоры, в которых обнаруживается зарождение идеи греческого ордера. Египетская колонна уже приближается по своей форме к колонне греческой, но все же они настолько глубоко различны, что черты различия важнее сходства, которое можно установить между ними. Ведь не египетская, а только гре-



ческая колонна стала основоположной для всей послед\чощей архитектуры. Как ни близки формы египетской архитектуры к греческому зодчеству, это сходство при ближайшем paccxioTpe-нии уступает место глубокому различию, которое сводится к изобразительно-символическому характеру египетских колонн и к тектоническому характеру греческой. Даже так называемая протодорическая колонна, которую долгое время считали непосредственным предшественником греческой колонны, и.меет, по существу, мало o6u.iero с колонной дорического ордера.

При таких сравнениях нельзя вырывать отдельные формы из общего ко.мплекса архитектурно-художественной композиции, частью которой отш являются. Между протодорической колонной и греческим ордером лежит та же грань, как между всем зодчеством Египта и архитектурой Греции, как между архитектурами восточных деспотий и архитектурой торгово-рабовладель-ческих Греции и Рима.

Наконец, последняя группа вертикальных подпор в восточно-деспотической архитектуре является преодолением греческого ор.лера. совершенно переработанного в этих случаях восточно-деспотической архитектурной концепцией. Сюда относятся г.лав-ным образом колонны в архитектуре Персии и .мусульманских стран. Происхождение персидской колонны до сих пор остается спорным, но очень вероятно, что при ее возникновении влияние греческого ордера их4ело сушественное значение. Колонна в мусульманскую архитектуру перешла из Византии, которая, в свою очередь, унаследовала ее из Рима и Греции. По наиболее сушественны.м является в данном случае не факт заимствования Персией и .мусульманскими странахщ колонны из Греции и Рима, а полная переработка заимствованной колонны, которая привела к новой интерпретации колонны. В Персии и .мусульманских странах совершенно исчезает структивная роль колонны, которая выдвигалась на первый план гречески.м зодчеством. На Востоке ко.юнны приобретают характер простр.нсгвенных знаков, по коюрым зритель ьоспрмни.мает просгранственную форму здания. Ко.юнны превратюись в средство х\дожественнон характеристики пространства в архитектуре. Совершенно исчезает индивидчальность отдельной колонны, которая в Греции и Риме была для нее основоположной; подпора теряется в лесе подпор.

Несмотря на в.тияние Греции. Рима и Византии на Индию. Персию и мусуль.манские страны, архитектуру этих стран неправильно было бы рассматривать, как это часто делается, после архитектуры торгово-рабовладельческих государств и европейских феодальных государств, так как зодчество Индии, Персии



и мусульманских стран, как и архитектуры других восточных деспотий, безус;ювно являются безордерными архигектурами и даже противопоставляют ордерному принципу принцип безордерно-CTii. Когда ордер из Греции и Рима проникает в эти страны, он тотчас же вырождается и перерабатывается в свою противоположность под влиянием основоположног-о для архитектуры Востока принципа безордерности. Между зодчеством Востока и архитектурой феодальных стран Европы имеется в этом смысле глубокое разл и ч и е.

Византийская, романская и готическая архитектуры не только перенимают ордер, но и усваивают его, строя на основе его дальше. Учитывая все достижения зодчества торгово-рабовла-дельческих Греции и Рима, архитектура европейского феодализма делает суш.ественный шаг вперед на пути прогрессивного развития .мирового зодчества.

Зодчество восточных деспотий до конца своего развития остается зодчеством догреческим, архитектурой доордерной. Вся архитектура восточных деспотий, включая архитектуру Персии и мусульманских стран, является первой ступенью истории мирового зодчества в условиях классового общества.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130