Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 [ 126 ] 127 128 129 130

Мусульманская архитектура в Индии и Китае

Можно предположить а priori, что в силу резкого контраста мусульманской дематериализации и органической массивности архитектуры Индии индийское зодчество после завоевания Индии мусульманами не могло иметь существенного влияния на мусульманское зодчество Индии. С другой стороны, также а priori можно предположить, что пространственность и легкость китайской и японской архитектуры, как имеющие значительно больще точек соприкосновения со стилем зодчества ислама, позволили строителям мечетей в Китае в гораздо более сильной степени использовать элементы местной китайской и японской архитектуры. На самом деле так оно и случилось.

В качестве одного из наиболее характерных и грандиозных памятников мусульманской архитектуры Ивдии можно привести Тадж-Махал в Агре (рис. 305-307) (1630-1648) - гробницу жены шаха Джехана, умершей в 1626 г. Большой садовый ансамбль чбнаруживает влияние западноевропейского садового иск\сс1г.,1 (СМ. том III). То же относится и к плану самой гробницы Н(1 масса стен крайне утолщена и господствует над внут-



• fc* ••"1

Puc. 305. Общий вид гробницы Тадж-Махал в Агре. Индия




(

~T- i

-i- t

П-1-

1

Ю с

"4-1

i" i


. ,, ,

.1. .

-1--

---1---

-T -

Рис. 306. План ансамбля фобницы Тадж-Махал в Агре. Индия

ренним пространством, которое распадается на маленькие разобщенные ячейки. В этом сказывается влияние старой индийской традиции. В гробнице главным является ее наружный вид. Использование воды напоминает Альгамбру. В наружном виде



rr; t, r L

/«с. 307. План главного здания гробницы Тадж-Махал в Афе. Индия

влияние новобрахманской индийской традиции сказывается в форме купола, которая сте в XIV веке перешла из мусульманской архитектуры Индии в зодчество Средней Азии. Но в наружном виде Тадж-Махала господствует пространственность. Масса гробницы геометризована и разложена нишами, сплошь покрываюшими ее поверхность. Особенно важна композиция четырех минаретов - пространственных знаков, типичная для зодчества ислама. Дематериализация господствует и в геометрически правильной распланировке сада.

В минарете 1210 г. около Дели (рис. 308 и 309) еще очень заметно сказывается индийская массивность, но уже сильно переработанная и растворенная мусульманской дематериализацией,

В Китае мечети (рис. 310) трудно отличить от произведений старой китайской архитектуры. Но детальный анализ и здесь вскрывает очень существенные отличия, которые сводятсяк эле-ментам-дсматериалишойи:--. - -

Diez Е. Die Kunst der islamischen Volker Handbucb der Kunst-wissenschaft. Gltick H., Diez E. Die Kunst des Islam Propyiaen-Kunstgeschichte. Hover V.O. Kult-bauten des Islam. Leipzig, 1922. Kheiri S. Islamic architecture. London, 1923. Migeoti G.. Saladin V. Manuel dart musulman. I. Paris, 1907. Rivoira G. Muslim architecture. London. 1918. Creswell K. Early muslim architecture. 1. Oxford, 1932. Briggs M. Mu-hammedan architecture in Egypt and Palastine. Oxford, 1924. Diez E. Churasanische Baudenkmaler. I. Berlin, 1918. Herz-Pascha M. Die Baugruppo des Sultans Qalauns in Kairo. Hamburg, 1919, Sarre F., Schulz B. Ardabil. Grabmoschee des Schech Safi. Berlin, 1924. Sarre F., Herzfeld E. Ausgrabungen in Samarra. Wetzel F. Isiamische Grabbau-ten in Indien. Leipzig, 1918. Howell E. A Handbook of Agra. Calcutta, 1924. Дс»икс Б.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 [ 126 ] 127 128 129 130