Вывоз мусора при строительстве в Москве и МО:
musor-com.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130


Рис. 282. Двор медресе Шир-Дор в Самарканде

щим происхождением медресе из укрепленного зданг(я, как дворцы типа Мшатта, караван-сараи и др. Аналогичную форму имели и частные жилища, как это видно на примере старых домов в Самарканде. Угловые минареты слились с крепостными башня.чи.

Медресе Самарканда развивает наружную архитектурную фор.му в смысле уменьшения композиционного значения массы и ее растворения. И в наружной форме пространственные ценности выступают на первое место. Четыре тонких и довольно высоких минарета играют роль видных издалека пространственных знаков, переводящих внимание зрителя от ограды на пространство, окружающее минареты и медресе в целом, так что само медресе стушевывается перед этим огромным пространством, на которое указывают и которое оформляют минареты. Очень важно, что минареты дают четыре равнозначащих акцента на периферии здания. Благодаря этому п6дчёркйтм1ёТ(Шиёнт1ю ция распыления массы в окружающем пространстве. При виде минаретов у зрителя создается представление о центра,тьной оси, которая не обозначена никаки.ми материальными архитектурными частями, но которая тем не менее создается в архитектурно-художественном образе в результате расположения минаретов. Но благодаря тому, что ось не обозначена .материатьно, главный акцент переносится на минареты, чем усиливается их центробежная выразительность. Все четыре минарета на углах самаркандского медресе напоминают одну из ячеек перс1гтской апа-



даны эпохи Ахеменидов или Большой мечети в Кордове, увеличенную до гигантских размеров. Огромная ниша-портал в середине лицевой стороны медресе выражает снаружи внутреннее пространство медресе и втягивает зрителя внутрь. На первый взгляд возвышающиеся над стенами входы-ниши кажутся больши.ми массивами. Но и они внедряют пространство в массу, так как каждый из этих .массивов представляет собой несколько .менее обычного развитый в глубину айван. Очертания больи.1ой арки повторяют контур дверного пролета. Дверь, ведущая внутрь, огрохша, но арка над ней еше гораздо больше, Наружная композиция в целом, и особенно ее лицевая сторона, выдержана в грандиозных размерах и является .характерным примером количественного стиля, напо-минаюшим египетские храмы, вавилонские зиккураты, индийские храмовые башни и т, д. Наружную ко.адпознцию самаркандского .медресе можно было бы сравнить с ро.манскими, и отчасти с готическими, соборами Западной Европы. Это сходство основано на композиции четырех башен по углам и на выделении лицевой стороны с гюртатом. Кроме того, средневековую западноевропешкуго архитектуру напоминают большие плоские нмши и особенно совсем ма.пенькис световые отверстия-шелки, по сравнению с которыми целое кажется еше больше. Но основное ра,зличне, которое важнее всех этих черт сходства, состоит в то.м. что .мусульманская архитектура - зодчество доордернос. а романская и готическая архитектуры целиком основаны на греко-ри.мском ордере и на тесно связанио.м с ним принципе структивности.

Наружную К0МП03И1ШЮ самаркандского медресе нужно изучать в композиции ансамб-тя, лучшим образцо.м которого является плошадь Регистан в Сашрканде рис. 283). На ней сопоставлены три медресе так. что они почти касаются друг друга углами и образуют между свои.ми тремя лицевы.хш сторона.ми приблизительно квадратную плошадь. Благодаря мина-рета.м на углах плошадь представляет собой, цодобно двору каждого 143медресе, простран-" ственную ячейку с четырьмя акцентами на углах, так что в целом образованы четыре гигантские ячейки типа ячеек мечети в Кордове, а Рис. 2S3. План благодаря умножению минаретов композиция "всйарканае*" ансамбля захватывает огро.мные гфостранст-венные слои. Лицевые стороны трех сгруппированных на Реги-стане медресе играют по отношению к пространству площади ту же роль, что внутренние стены медресе по отношению к охватываемому ими двору. Середину лицевой стороны каждого мед-




ресе занимает высокая входная ниша, соответствующая нишам в середине кажхюй из CTcti внутри дворов.

Композиция самаркандского медресе состоит в том, что материальные части здания охватывают центратьную пространственную ячейку-двор. При анализе внутрен}1его оформления двора важнее всего проследить, как архитектор последовательно растворяет материатьные части здания. Пространство двора отра-ничено не гладкими плоскостями или осязаемыми поверхностями массивов, а нишахт, т. е. тоже пространством, но оформленным иначе, чем само пространство двора, - именно разбитым на мелкие пространства ниш. Материальные простенки между каждыми двумя соседними ниша.ми и между нижним и верхним ярусом настолько незначительны, что они теряются перед очень большихги (по сравногию с ними) пространствами ниш. Кроме того, все эти простенки, а также все стенки са.мих ниш сплошь покрыты типичным орнаментом, который окончательно де.мате-риализует ,accy в}1утрентшх стетк Зритель видит, что за нишами имеются еще внутренние пространства, что тоже ослабляет стены. Очень большое количество ниш, окружающих двор, действует на зрителя орнаментатьно. Они все совершенно одинаковы, и их так много, что каждая из них теряется в общем .мелькании пятен ниш, как отдельная колонна мечети в Кордове теряется в лесе подпор. Ритм маленьких ниш разнообразится большими нишами. Маленькие ниши не подчинены большим ни-ща.м, которые только прерывают бесконечный орнаментальный ряд, создавая четыре акцента, напоминающие по своей композиции минареты. Большие ниши чередуются с минаретами по углам, и это чередование носит тоже орнаментальный характер. В композиции двора самаркандского .медресе децентрализация выражена тем, что зрителя притягивают и втягивают в себя окружающие его со всех сторон ниши.

Месджид-и-Джума в Исфахане (рис. 284) (1072-1092), сильно перестроенная в 1410 г.. представляет собой соединение колонной мечети с четырьмя больишми айванахщ и сводчатой систе-мой покрытия. Главный аиван мечети джаухар-Заде, святилища и.мама Риза в Мешхеде 1418 г., дает один из наиболее ярких обра,зов мусульманского зодчества (рис. 285 и 286). Сравнение его с лицевой стороной романского и готического соборов показывает некоторое сходство и очень большую разницу между ни.ми. Совсем маленькие, по сравнению с ар.хитектурными фор-мами. человеческие фигуры дают представление о грандиозности размеров здания. Айван подобен колоссальной пещере, и в.месте с тем его формы очень сильно дематериатизованы. Разбираемый памятник проникнут индивидуальной выразительно-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130