Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 [ 109 ] 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130




Большая мечеть в Кордове (рис. 258 и 259) является очень та-пичным примером мусульманской колонной мечети и вместе с те.м ярко выраженным индивидуальным произвстением очень высокого качества. Все это заставляет сосредоточиться именно на этом здании и попытаться более углубленно м детально проанализировать его стиль. Большая мечеть в Кордове, как и большинство других колонных мечетей, не имеет наружной формы в смысле замкнутого трехмерного блока. Зритель вгщит снаружи только невысокую, но очень растянутую вширь ограду, подобную ограда.м частных домов в мусульманских городах, скрываю-ших сад и дом от прохожих на улице. ,А.налогичный характер имели уже дома в Древне.\г Вавилоне. От наружных оград частных домов стены мечети в Кордове отличаются только своей вы-тянутостью по поверхности земли. Аналогичные глухие снаружи стены-ограды имел и дворец Саргона в Хорсабаде и сассанидские дворцы. Обший характер наружного вида этих соортаений принципиально отличается от нашего «дома» с выходяшими наружу окна.ми, окончательно сложившегося только в эпоху Ренессанса в Ита.1ии (см. том ИГ). Мечеть в Кордове похожа снаружи на большой двор, обнесенный стеной (она и на самом деле является им), или на крепость типа Мшатта (см. ниже). Сходство с крепостью особенно велико в таких зданиях, как Бо.льшая мечеть в Самарре, которая, как Мшатта, имеет .много наружных башен и действительно служила крепостью (ср. христианские культовые здания в Сирии - том II - или в Западной Европе в ро.манскую эпоху - том 111). Когда здание типа Мшатта или .мечети в Кордове очень велико, то оно снаружи кажется целым городом или городкох!. Снаружи создается впечатление, что стены огораживают и выделяют часть пространства природы. Инте-ресны.м вариантом является верхнее завершение наружных стен мечети Ибн-Тулуна в Каире, в которой при помоши повторяющегося вдоль всего верхнего края стены динамического орнаментального мотива уничтожается ясность и простота горизонтальной линии. Этим стена дематериализуется и растворяется свер.ку, сливаясь -с лространствои;"

Внутри .мечети в Кордове пространство юсподсгвует над материальными частями здания. Архитектор старается по возможности ослабить стены и отодвинуть их на задний план. Зритель видит, что крытое помещение ничем не отделено от двора, и уже в силу этого в его представлении создается образ пространства, не требующий непременно ограничения стенами со всех сторон, как мы привыкли это видеть в европейской архитектуре начиная с Ренессанса. В противоположность резко ограниченной комнате-коробке дома Ренессанса (см. том III). внутрен-




D. О




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 [ 109 ] 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130