Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

Колонная .течешь

Колонная мечеть - первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры. Ряд основных памятников позволяет проследить ее развитие и сложение. Достаточно рассмотреть Большую хгечеть в Самарре, в Сирии. 846 - 852 гг. (рис. 254 и 255), .мечеть Ибн-Тулуна в Каире, 876 - 879 гг. (рис. 256; ср. рис. 257) и - одно из самых замечательных произведений .мировой архитектуры - мечеть в Кордове. (Построена в течение нескольких строительных периодов: в 786 - 796 гг. сооружено основное ядро, расширенное в 833-848 гг.. в 961-976 гг. и в последний раз в 987-990 гг.. двор окончательно оформлен в 957 г. В результате всех этих строительных периодов получилась цельная архитектурно-художественная композиция хорошо сохранившегося здания.) Исходной точкой развития архитектурного типа мусульманской колонной мечети является мечеть Омейядов в Дамаске (т. е. еще глубже - эллишютгшеско-рим-ско-византийская базиликальная архитектурная композиция). Дальнейшая эволюция состояла в том. что стало расти количество нефов крытого зала. Зал превращается в главную часть, двор, который в .мечети Омейядов был больше зала, стал в Большой мечети в Кордове значительно меньше перекрытого помещения. Но до конца развития зал остается открытым на двор и сохраняет характер части двора, или, лучше сказать, сам представляет собой род крытого двора. В более ранних многонефных мечетях внутренними подпорами являются столбы, но потом их заменяют колоннами, которые типичны для архитектурно-.художественной ко.мпозиции колонной .мечети, нашедшей себе наиболее полное выражение в Большой мечети в Кордове. В результате описанного развития эллинистическо-римско-виза-нтий-ский базиликальный прототип оказался коренным образом переработанным. Результат этой переработки - Большая .мечеть в Кордове и др\г1ге аналогичные сооружения - очень похож гго общему принпипх архитектурного типа и стиля на персид,скии дворцовый трогнbin Jul по»Г.Ч1хемен11.1ов. .Мусульманская архитектура является непосредственным продолжением персидской архитектуры. Византийское зодчество не было исходньгм пунктом развития архитектурно-художественных принципов зодчества ислама, а только влияло на него. Это влияние было в наиболее существенных пунктах совершенно переработано под воздействием самостоятельных мусульманских архитектурно-композиционных принципов, представляющих собой дальнейшее развитие принципов персидского зодчества эпох Ахеменидов и Сассанидов.




Рис. 254. План Большой мечети в Самарре




Рис. 255. Минарет в Самарре

Рис. 256. Мечеть Ибн-Тулуна в Каире




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130