Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 [ 105 ] 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

8. Мусульманская архитектура

С поразительной быстротой мусульмане завоевывают огромные территории и создают гигантские государства. Магомет умер в 632 г.. а уже в 634 г. была покорена Сирия, в 642 т. - сасса-ни.аская Персия, в 674 г. взята Бухара, в 676 г. - Самарканд. Египет был окончательно завоеван в 641 г., Испания - в 702 г. Поражение при Туре в 732 г. положило конец распространению мусуль.ман по Западной Европе. Около 700 г. мусульмане занимают .Армению до Эрзерума. Единое государство существовало, собственно, только при Омейядах (660-750). Потом произошло расчленение на отдельные самостоятельные государства. Испанский халифат держался с 755-го по 1492 г. Самостоятельные династии были в Марокко. Тунисе, Алжире. Египет обычно был объединен в одно государство с Сирией. Восточная часть мусульманского государства тоже разбилась в IX веке на отдельные области: Курдистан, Азербайджан, Табаристан, Хорасан, Афганистан. В Малой Азии основывается особое государство турок-сельджуков, которое существует с 1077-го по 1300 г. Вся Азия объединяется Чингисханом (1202-1227), но его государство распадается с его смертью. Золотая Орда (1224-1502) распространяет свое могущество до линии Будапеотт-Краков-Москва. Завоевания Тимура (1380-1405) вновь объединяют Азию. Его столица - Самарканд. Государство Ти.мура распространялось от Дели до Дамаска и от Аральского озера до Персидского зш1ива. В ХГП веке османские турки постепенно овладевают Малой .Азией и завоевывают в 1453 г. Константинополь. Государство турок при Сулеймане Велико.м (1520-1566) простиралось от Будапешта до Асуана и от Евфрата до Гибралтара. Их натиск на Европу б.ыл остановлен только под Веной.

Культура мусульманского мира изучена еще настолько .мало, что не представ-ляется возможным при современном состоянии науки более детально связать наблюдения над формами и ко.м-позиццонныхп! приемами памятников архитектуры исла.хш с их идеблогическихш л социально-экономическими нредпосылками. Социально-экономические предпосылки мусульманской религии обрисовываются еще весьма смутно и представляют собой крайне спорную пробле.му, взгляды на которую подчас диаметрально расходятся. Мусуль.\инская архитектура является религиозной архитектурой доордерного типа, и поэтому она должна быть отнесена в одну группу с зодчеством восточных деспотий. Принцип дематериализации, унаследованный архитектурой ислама от сассанидской Персии, тщательно разработан .мусуль.манскими архитекторами. Дематериализация глубоко связана с общим не-



изооразительным характером мусульманской культуры и религии. Ислам не только не знает человекоподобного изображения божества, но даже запрещает изображение человеческой фигуры и особенно липа. Мусульмане выкалывали глаза изображенным на стенах .христианских церквей святы.м в завоеванных mm местностях, так как им казалось непереносимым изображение психической жизни человека при помощи передачи его взгляда. Поэтому мусульманская культура не знает скульптуры, а живопись ислама сводится к орнаменту.

Перед исследователем зодчества ислама, которое существовало на необъятном пространстве от Испании до Китая и на протяжении около тысячи лет, стоит вопрос, представляет ли собой мусульманская архитектура единую стилистическую группу. Более детальное изучение и более подробное издание памятников мусульманской архитектуры различных стран и эпох научило исследователей различать в пределах зодчества исла.ма более ысл-кие топографические и хронологические группы. Была даже высказана крайняя точка зре1Н1я, согласно которой единой .мусульманской архитектуры не существует, а есть только отдельные стили, соверщенно сах!остоятельные, наприхгер архитектура испанского халифата, зодчество Сахшрканда и зависящих от него областей Средней Азии и т, д. Дальнейшее исследование мусуль.манской архитектуры, естественно, до.лжно и.дти дальиге по пути детализации и специализации; особенно необходимо подробное монографическое изучение наиболее совершенных, а также наиболее важных для истории архитектуры памятников. Тем не менее при общем обзоре истории архитектуры и при общем обзоре архитектуры Востока выступают черты, присущие все.м стилистическим подгруппа.м зодчества ислама, которое естественно противопоставляется другим восточным архитектура.м - индийской, китайской, японской и т. д. - как единое целое. Различия между произведениями мусуль.манского зодчества и произ-ведениях1и других архитектур более глубоки, чем раз.шчия меж-,ду двумя произведенця%н1 \!усуль.манской архитектуры, хотя бы принадлежащими к совери!енно раз.шчны.м топографическим и хронологическим стилистическим группам и сильно отличающимися друг от друга.

Неверны.ад является также противопоставление мусульмз!!-ского зодчества архитектуре Египта, Вавилона. Персии и других восточных деспотий и объединение архитектуры ислама в одну группу с византийской, романской и готической. Основным критерием, заставляющим провести резкую грань .между архитектурой ислама и последними, является усвоение греческого ордера архитектурами феодальной Европы, которые строят дальше на



этом фундаменте, и такая переработка греческих колонны и ордера в зодчестве ислама, которая сводит на нет основную идею греческого ордера и означает возвращение архитектурного хгыш-ления на ступень доордерной, догреческой, восточно-деспотической архитектуры. Мусульманская архитектура знает колонну, но это - восточная колонна, подобная персидской колонне эпохи Ахеменидов. Зодчество ислама не знает колонны в греческо.м и общеевропейском понгтмании, - как отображение человеческой индивидуальности и результат рационального архитектурно-художественного мыигления (см. том И). Насквозь проникнутые религиозными эмоциями и находящиеся на службе у религии, гигантские мусульманские здания стоят несравненно ближе к египетским пира.мидам и храхга.м, вавилонски.м зиккуратам, индийским башнеобразным святилиша.м, чем к византпйски.м, ро-.манским и готически.м собора.м, к которьгм идет непрерывная пряхшя линия развития от Парфенона, Пантеона и базилики Константина.

.\1ожно было бы указать на большое сходство зодчества исла.ма и архитектур византийской и готической, состоящее в том, что они все разрабатывают главньгм образсм проблему внутреннего пространства зданий. Но более внимательное исследование внутреннего пространства .мусульманских построек, с одной стороны, и византийских и готических построек - с другой, вскрывает .между нихн1 г.тубокую принципиальную разницу. Византия, романский стиль и готика строят на основном достижении римской архитектуры, которая в своих гигантских сводчатых зданиях поставила на базе греческой тектоники пробле.му специфического внутреннего ар.китектурного пространства, принципиально противоположного пространству природы. Византия и готика, освободив внутреннее пространство от сдавливающих его масс, подготовили чисто архитектурные внутренние пространства Ренессанса, построенные по человеческой мерке. Внутреннее пространство му-с>ль.манских .зданий глубоко отлично от пространственной концепции в Ри.ме, Византии и готике именно тем, что оно основано на пространстве природы, переработанном под влияннем-принци-па .дематериализации. Для зодчества ислама очень характерны дворы, на которые выходят внутренние помещения, очень часто ничем от двора не отделенные и всегда зависящие от пространства двора. Эта черта роднит друг с другом все восточно-деспотические архитектуры. И.менно пространство природы является в широком смысле слова тем .материалом, на котором основывается на Востоке архитектурный образ, который офор.млен согласно с господствующей в данное время идеологией и техническими возможностями. В пространстве природы возвышаются египетские пирами-




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 [ 105 ] 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130