Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 [ 102 ] 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130

Эпоха Сассанидов

В эпоху Сассанидов господствующим архитектурным типом, как и раньше, были дворцы. Но обший характер архитектуры, по сравнению с эпо.хой Ахеменидов, очень сильно из.менил-ся. Сассанидские дворцы все перекрыты свода.ми. По-видимому, сассанидская сводчатая система связана с не сохранившейся до нас жилой архитектурой городов и деревень ахеменидской ЭПО.Х.И, которая продолжала традицию ассирийских домов (см. рельеф на рис. 136) и была ар,хитектурой сводчатой. Дерево, которым были перекрыты ахеменидские ападаны, является для Персии .иатериато.м дорогим и редким, - по крайней мере, большие балки, которые требовались для ахеменидских тронных затов. Царям дерево все же было доступно, его привозили издалека. Но обыкновенные люди и, может быть, даже большинство представителей господствующего класса перекрывали свои здания сводами. Те.м не .менее трудно вывести огромные дворцовые постройки Сассанидов из маленьких сводчатых жилых сооружений Ахе.менидов. Несомненно, что на сассанид-скую архитектуру имели влияние большие римские сводчатые постройки, что сыграло известную роль в развитии персидского зодчества. Ри.мское влияние на персидскую архитектуру сказалось в тенденции сассанидского зодчества к увеличению внутренних пространств и к их расчленению, а также в отдельных форхих. Влияние Рима отразилось и непосредственно на архитектуре сассанидской эпохи, но главным образом оно относится к парфянскому перио.ду. Особенно типичным памятником этого вре.мени является дворец в Хатра (рис. 243 и 244), выложенный, правда, из тесаного камня, но в котором больи.!ую роль играют перекрытые цилиндрически.ми сводами и совершенно открытые спереди приемные залы. Влияние эллинисти-ческо-рилмской архитектуры яв.ляется в Хатра определяющим, но все же формы открытого спереди зата восходят, по-видимо.му, к архитектуре ахеменидской Персии (ср. ападаны в Сузах). .Эллинистическо-римскоев-Тйяниена "зодчество эпохи Сассанидов нельзя считать решающим. Техника сассанидских з.таний. построенных из кирпича, восходит к ассирийской архитектуре. Особенно это относится к мето.дам кладки сводов ломтями без кружал. Вся эта техника глубоко отличается от римского бетона (см. том II). Большие залы, перекрытые цилин.1ри-чески.ми сводами, опирающимися на толстые неразложенные стены, известны и в вавилоно-ассирийской архитектуре, например тронный зал в Вави.лоне (см. главу об архитектуре Вавилона и Ассирии).





Рис. 243. План дворца в Хатра

--------Рис.- 244. Разрезлйррца в Хатра


Основными памятниками персидской гфхитектуры эпохи Сас-санидов являются три дворца: в Сервистане, Фирозабале и Ктеси-фоне. Даты дворцов в Сервистане и Фирозабале (рис. 245) точно не установлены.

Для дворца в Сервистане характерны усложненные внутренние пространства, которые восходят к римской архитектуре. Но в Сервистане наблюдается вырождение пространственной сложности и тенденция упростить фор.му внутренних помещений.




Рис. 245. План дворца в Фирозабаде

Длинные залы, подразделенЕгые двумя рядами парных колонн, восходят к базиликальному типу (см. том II). Но трехнефная базилика в Сервистане уже почти совершенно превратилась в однонефный зал. По сторонам его остались только следы былых боковых нефов в виде колонн, сгруппированных по две и несущих полукупола, опирающиеся на стены. Все это растворяет стену, уничтожая четкость ограничения внутреннего пространства. Также и маленькое купольное квадратное помещение в Сервистане является переделанной по-персидски крестово-ку-польной композицией (см. том И), Но в Сервистане столбы не несут купола, а вставлены вместе с соединяющими их арками и нодкупольное пространство (рис. 246). Маленькое купольное помещение в Сервистане является вырождением крестово-кунольной композиции. Его колонны и арки тоже растворяют ясность ограничения внутреннего пространства и дематериа-лизируют стены. В большом глaвнo2£JO;rroлщJ -в-СервистанШМёрйалйзация стен достигается совершенно другим способом. В середине каждой стены вставлена широкая прямоугольная ниша, которая по своей ширине превосходит каждый из простенков справа и слева от нее. В глубине каждой ниши - дверь, ведущая в соседнее помещение. В результате получается уступчатая композиция, окружающая со всех сторон нодкупольное пространство. Ширина ниш такова, что зритель перестает воспринимать стены как первичные плоскости, пробитые нишами: в качестве первичной данности он воспринимает общие ступенчатые очертания, уничтожающие




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 [ 102 ] 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130