Вывоз мусора при строительстве в Подмосковье: www.musorshik.ru
Архитектура ->  История архитектуры, как часть истории искусства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 [ 101 ] 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130


Рис. 239. Капитель из Персеполя в Лувре

Объяснение стиля ахеменидского тронного зала является задачей еще совершенно неразработанной и потому особенно трудной. Трудности усиливаются потому, что прошлое и история культуры Персии известны очень мато. Архитектуру Персии пытались объяснить из технических предпосьшок. Указывали на то. что в тронных залах колонны сделаны из черного мрамора и что



они не только по своему цвету, но и по своей форме воспроизводят металлическую, бронзовую оболочку деревянны.х колонн. Действительно, изображения древнейших дворцов на лицевых сторонах царских гробниц в скалах воспроизводят деревянные колонны. Но. конечно, такое объяснение далеко не является ис-черпьшаюшим. Персидская ападана представляет собой целостный архитектурно-.художественный образ, и отдельные черты ее стиля выводятся из основных кохшозиционных принципов персидской архитектуры эпохи Ахе.менидов. Принцип дематериализации особенно существенен. При объяснении дематериализации нужно быть очень осторожным, так как весь вопрос до.зжен быть еше изучен гораздо подробнее. Важно сходство между растворе-тем материальных масс в архитектуре и основным воззрениех! маздакизма, поклоняющегося огню как стихии, разрушающей материю. Весь вопрос чрезвычайно затрудняется тем, что сам маздакизм еще не объяснен с точки зрения его социально-экономических предпосылок. Все же в восточной деспотии, каковой является а.хеменидская Персия, архитектура находится на службе у религии, проникнута религиозны.ми идеями и в специфически архитектурном плане распространяет эти идеи. Дема-териализаш-ш в .данном случае связана с маздакиз.мо.м.

Следующие цари продолжали строительство Ксеркса на большой дворцовой террасе в Персеполе. Артаксеркс 1 строит совсем маленький дворец, Дарий If - маленькие ворота G. Может быть, первоначально отдельные дворцовые залы на террасе в Персе-поле были отделены друг от друга стеной, с которой были связаны ворота G. Особенно интересна строительная деятельность Артаксеркса II Мне.мона (405-359). создавшего огрохшый Сто-колонный зал Н (рис. 240), стены которого имеют длину 68 м. Стиль Стоколонного зала свидетельствует о дальнейшем усилении принципа дематериализованной пространственности. Стены совершенно незначительны по сравнению с величиной внутреннего пространства. Снаружи остался один только передний портик, башни совсем отпали. Жилые корпуса на террасе в Персе-поле по планушохожи на ва вил оно - ассири й ские дворцы, но эти жилые корпуса гораздо менее значительны, чем тронные приемные залы.

Третьей столицей ахеменидской Персии были Сузы, где найдено 110 залов дворца Дария I (521-485), все лонгитудинальные (вытянутые в длину). Они выложены из необожженного кирпича, колонны отсутствуют. Общая композиция дворца тоже выдержана в вавилоно-ассирийском типе и состоит из нескольких дворов, окруженных помещениями. Площадь, занимаемая дворцом, достигает около 20 ООО м-.




в в в

в S в Q

а а В В а

в в а в в в в в в а

Рис. 240. План Стоколонного зала в Персеполе, в Иране

Рис. 241. Аладана Артаксеркса И Мнемона в Сузах, в Иране

Для истории архитектуры ахеменидской Персии особенно важна огромная ападана в Сузах (рис. 241 и 242), построенная Артаксерксом II Мнемоном (405-359). Она занимает площадь около 10 400 м. Стены в ней найдены не были. Все же реставрация этой ападаны без стен, которую дают Перро и Шипье, соверщенно невероятна. Убедительна реставрация Дьелафуа, который восстанавливает ее только с тремя стенами и соверщенно открытой спереди. Такая композиция означает, при росте размеров здания, связанном с усилением количественного элемента, дальнейшее развитие принципа дематериализации (даже но сравнению со Сто колонным залом в Персеполе). Отсутствие стены спереди очень усиливает пространственность и создает своеобразный архитектурный образ, в котором снаружи видно все внутреннее пространство, связанное, таким образом, с пространством природы и в то же время отделенное от него благодаря господству в нем композиционного принципа дематериализации. В ападане в Сузах от башен остались только отдельные стенки.


Рис. 242. Реконструкция ападаны Артаксеркса П Мнемона в Сузах, в Иране




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 [ 101 ] 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130