Почему колонны так популярны?
Что такое модерн?
Хай-тек в архитектуре
Почему популярны стили «шале» и «фахверк»
Интересная архитектура - факты
Почему актуальна классика?
Озеленение крыш
Символ бесконечности в архитектуре
Какие архитектурные стили наиболее популярны?
Особенности архитектуры в мегаполисе
Коттеджи стиля хай-тек
В каком стиле построить коттедж?
Почему прозрачные дома входят в моду?
Малые архитектурные формы для загородного дома
10 самых красивых замков мира
Необычная архитектура
musor-com.ru |
Архитектура -> Фермы, арки, конструкции Нормальные усилия = 0: N, = О (кривизны в направлении прямолинейных образующих = О и ку = 0), т.е. безмоментное напряженное состояние гипара характеризуется только касательными усилиями постоянной интенсивности. Главные уси.зия (вдоль линий главных парабол), определяемые по формуле (10..3) в разделе 10, численно равны касательным усилиям и постоянны по всей оболочке: одно из них - в направлении вогнутой параболы - растягивающее (N,„f); другое - в направлении выпуклой параболы - сжимающее (N„,,,): N«, = - Л«с = ± N,y = ± qab/(2fp (11.5) В контурных (бортовых) элементах одиночных гипаров (рис. 11.5) под действием сдвигающих уси.лий /V,.,, возникает сжатие, достигающее наибо.щшей величины у опоры. .Максимальное сжимающее усилие Л в бортовом элементе rtniapa с учетом угла (р его наклона к горизонтали определяется как сумма сдвигающих усилий Ny по д.лине элемента: Nh = 2NyM/cosf. (11.6) Вертикальная опорная реакция ири опирании одиночного гипара на две опоры состав.ляет: F, = 2qa2. (11.7) Распор, направ.ленный по опорной диагонали одиночного гипара, F, = 2Na22. (11.8) v шШШШШППППШВг h A i l=2ai2 mmimttitiitHiuiiiiii2 y2ail N22c Рис. 11.5. К расчету одиночного гипара: а - общий вид и схема усилий: б - эпюра сжимающих усилий в бортовом элементе; в - план; / - плита; 2 - бортовой э;1емент; 3 - опора; 4 - растянутая парабола; 5 - сжатая парабола в составном покрытии, загруженном равномерно распределенной нагрузкой, каждая оболочка может быть рассчитана в нервом приближении как одиночная. Сдвигающие усилия от каждой оболочки передаются на коньковые ребра и злементы наружного конт\ра, которые, в зависимости от типа покрытия, могут быть сжатыми или растянутыми (си. рис. 11.2). Например, в составном «четы-рехлепестковом» гипаре на квадратном плане (рис. 11.6 а) горизонтальные коньковые ребра следует рассчитывать на суммарное усилие от двух оболочек: Nb = Q.S5 2Nxya, (11.9) где 0,85 - коэффициент, учитывающий краевой эффект при сочленент! оболочек. В наклонных контурных элементах усилие вычисляется по формуле: Nb = Nxya/cosf. (11.10) Усилие в наклонных коньковых ребрах покрытия (рис. 11.6 б): = 0,85 2NxyM /сощ, (11.11) а в горизонтальных контурных элементах: Nh = N,M. (11.12) Вертикальная опорная реакция и усилие в затяжке при опирании составного гипара на четыре опоры (см. рис. 11.6 б), соответственно, равны: F = qah (11.13) й=Л>. (11.14) Диафрагмы в виде ферм, арок, рам рассчитывают на касательные усилия, передающиеся с оболочки, и вертикальные нагрузки, включая собственный вес диафрагмы. Напряженное состояние пологих гипаров на прямоугольном плане с криволинейными краями (см. рис. 11.4 б) характеризуется норхктльными сжимающими уси.лия.ми Ny, нанравленными вдоль главной параболы положительной кривизны, растягивающими усилиями - вдоль главной параболы отрицательной кривизны и касательными усилиями Nxy переменной интенсивности с макси- Рис. 11.6. К расчет) составных гипаров: а. б - варианты покрытий; 1 - оболочка; 2 - опора; 3 - контурный (бортовой) :пемент; 4 - коньковое ребро; 5 - затяжка мальным значением на контуре оболочки. Их можно рассматривать как оболочки с поверхностью переноса и рассчитывать методом, разработанным для оболочек положительной кривизны [6], [16]. Железобетонные гипары Железобетонные гипары бывают моно.зитными, сборнь!\и1 и сборно-монолитными. Сборные составные покрытия размерами, в плане, 18x6, 18x12. 18x18, 24x24, 30x30, 36x36, 48x48. 60x60 м имеют достаточно высокие технико-экономические показатели: приведенную толщину бетона - 6... 15 см, расход стали - 6...24 кг/м2. Достоинством их является индустриальность изготов:1ения однотипных сборных элементов, недостатком .....- сравнигельно высокая трудоемкость монтажа и значительный объем бетонирования швов меж:гу ггтитами, ширина которых составляет 60... 120 \т. Стрелу подъема пологих одиночных гипаров обычно назначают в пределах от 1/10 до 1/5 пролета, а подъемистых и одиночных оболочек в составных покрытиях -.........- от 1/5 до 1/2 пролета. Плиты монолитных гипаров обычно выпо:и1яют гладкими то:пциной t, равной 1/400... 1,/600 пролета, но не менее 40 мм по когютруктпвпьгм соображспиялТ С целью повышения жесткости оболочки пролетом более 36 м в плите предусматривают ребра высотой h = (1П00...1/120)/ и шириной b = (0,2...0,5)А. По периметру гипара проектируют контурные (бортовые) элементы прямоугольного сечения вы.согчзй не менее 1./80 пролета. Сопря:+;ение плиты с бортовыми элементами или ребра\ц1 делается плавным, с уто.тщением шириной до К) t. Подъемистые одиночные гипары с криво:шнейным контуром и небо.тьшим пролетом (до 30 м) могут не иметь бортовых элементов. Армирование плиты можно выполнять в двух вариантах (рис. II. 7): сетками с криволинейными стержнями - рабочими вдоль вогнутой параболы и конструктивными - вдоль выпуклой параболы (тип Г) или сетками с рабочими стержнями в обоих направлениях, расгголоженными по прямо:»шейным образующим (тип II). Плиты монолитных гипаров ар.мируют сетками из проволоки класса Вр-1 или стержней класса A-III диаметром 4...6 мм и гоагом 100...200 мм; их укладывают в один-два ряда в направлении прямолинейных или криволинейных образующих. При использовании сеток типа II нижние углы гипаров следует армировать косы- Рис. 11.7. Схема армирования гипара: I - сетка со стер:кням11 вдоль главных парабол; II - сетка со стержнями вдоль конт\ра; III - угловая арматура: / - главная парабола положительной кривизны (сжатие): 2........то же. отрицательной кривизны (растяжение); - опора; 4 - оболочка; ........бортовой .хлемект 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |