Почему колонны так популярны?
Что такое модерн?
Хай-тек в архитектуре
Почему популярны стили «шале» и «фахверк»
Интересная архитектура - факты
Почему актуальна классика?
Озеленение крыш
Символ бесконечности в архитектуре
Какие архитектурные стили наиболее популярны?
Особенности архитектуры в мегаполисе
Коттеджи стиля хай-тек
В каком стиле построить коттедж?
Почему прозрачные дома входят в моду?
Малые архитектурные формы для загородного дома
10 самых красивых замков мира
Необычная архитектура
musor-com.ru |
Архитектура -> Фермы, арки, конструкции h--(I30...1/40)1 h=(l/4()...1/60)1 1=36000...80000 Рис. 5.3. Типы железобетонных арок: а - сплошное!енчатая; б - сквозная фундаменты и грунты основания. При слабых грунтах устраивают затяжку, расположенную ниже уровня пола (рис. 5.4). Арки могут быть сборными в виде монтажных блоков длиной от 6 до 12 м или монолитными. Их выполняют из бетона классов ВЗО и В40. Шаг арок 6...12 м. По аркам укладывают железобетонные панели покрытия, крепящиеся с помощью сварки закладных деталей и выполняющие также функции горизонтальных связей. Сплошностенчатые арки (c.\t. рис. 5.3 а) применяются при пролетах до 48 м. Стрела подъема/= (1/5...1/8)1. Высота сечения верхнего пояса арки h - (1/3©... 1/40)1 прини.%1ается по условию устойчивости; ширина сечения b = (i,4..J,5) h. Сечение арки бывает прямоугольным или двутавровым с отношением h/b < 6. В стенке двутавра для облегчения конструкции и пропуска инженерных коммуникаций могут устраиваться круглые или прямоугольные отверстия. Арки пологие, устанавливаемые на колонны или высокие стены, снабжают затяжками из стали (круглой, профильной) или железобетона с предварительно напряженной арматурой. Для у.меньшения провисания затяжки через каждые 5...6 м устанавливают стальные или железобетонные подвески. 6 .у 6 Рис. 5.4. Варианты опирания железобетонных арок и способы погашения распора: а - затяжкой; б - контрфорсом; в - рамой; г - фундаментом; I - арка; 2 - затяжка; 2 - колонна; 4 - пилон; 5 - ра,ма; б - фундамент; ~ - подпольная затяжка в конструктивном отношении выгодно очертание оси арки, близкое к кривой давления. В этом случае она испытывает только сжатие. При равномерно распределенной нагрузке и несмешаемых опорах кривая давления арки будет квадратной параболой. Однако на практике полного совпадения оси арки с кривой давления достичь не удается, так как из-за усадки и ползучести бетона, различных схем загружения временной нагрузкой неизбежно возникают изгибающие моменты. В целях типизации конструкции и упрощения производства работ, очертание оси пологой двухшарнирной арки обычно выполняют по дуге окружности. В расчетной схеме ее очертание принимают по квадратной параболе. Усилия в сечениях, вычисленные от разных загружении, сводят в таблицу, из которой устанавливают их максимальное и минимальное расчетные значения. Сечение арматуры верхнего пояса арки подбирают по формулам для внецентренно сжатых элементов. Для учета влияния продольного изгиба в плоскости кривизны расчетную длину принимают: для трехшарнирной арки - 0,585, для двухшарнирной - 0,545, для бесшарнирной - 0,365" (где 5" - длина дуги). Затяжка работает на растяжение. Влиянием изгибающего момента в затяжке от собственного веса ввиду его .малости пренебрегают. Арматуру затяжки двухшарнирной арки подбирают из условий прочности по распору Ff, = 0,9(qP/ 8f): A, = F„/R,, (5.1) где - плошадь сечения арматуры; - расчетное сопротивление арматуры, В трехшарнирной арке при расположении опор в одном уровне распор F,, -= qP/8f: Конструирование арок выполняют по общим правилам для внецентренно сжатых элементов. Армирование верхнего пояса арки чаше всего принимают симметричным (рис. 5.5) - рабочие стержни располагаются по верхней и нижней граням сечения, так как возможны знакопеременные моменты при загружении половины арки снеговой нагрузкой. В качестве рабочей арматуры верхнего пояса рекомендуется использовать стержни из стали классов А-П, А-Ш, а в затяжках - предварительно напряженную арматуру классов A-IV, A-V, A-VL В-П и др. или жесткую арматуру. Поперечные силы в арке незначительны. Поперечную арматуру ставят по расчету и.ли конструктивно. Стыки блоков верхнего пояса сборной арки решаются путем сварки выпусков стержневой арматуры в зазорах между блоками с последующим замоноличи-ванием стыков, а непрерывность работы затяжки обеспечивается пропуском через нее арматуры с последуюши.м натяжением в опорньтх узлах. Узлы пологих арок даны на рис. 5.5 б, в. Сквозные арки (см. рис. 5.3 б) характерны для пролетов более 36 м, когда применение сплошного сечения становится экономически нецелесообразным. В этом случае стенку арки заменяют решеткой, превращая ее в арочную ферму. Стрела подъема принимается по аналогии с простыми арками. Высота сечения арки h = (1/40 ...1/60)/. Сечения поясов и решетки - прямоугольные, близкие к Рис. 5.5. Сборная железобетонная арка с затяжкой: а - общий вид; б - опорный узел с затяжкой из предварительно напряженного железобетона; в - то же, с затяжкой из круглой стали; 1 - рабочая арматура верхнего пояса; 2 - конструктивная ар.матура; 3 - хо.муты; 4 - предварительно напряженная арматура нижнего пояса; 5 - обычная арматура квадрату. Решетка верхнего пояса треугольная и.ли безраскосная. Сечения элементов арок в зависимости от знака усилия определяют по формулам для сжатых и растянутых стержней. Как правило, сквозные арки делают сборными в виде унифицированных блоков постоянной высоты и длиной до 12 м. 6. ТОНКОСТЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ. СВОДЫ Обшие сведения Тонкостенные! пространственные конструкции представляют собой системы, образуемые оболочками (тонкими плита.ми) и контурными (бортовыми) элементами - диафрагмами - в виде балок, ферм, арок, брусьев, опорных колец и т.п. Оболочкам придают очертания криволинейных поверхностей или многогранников. Они вьшо.тняют одновременно функцию несущих и ограждающи.х .элементов покрытия. Отличительным признаком таких систем является работа в Тоншстеннычш считаются конструкции при отношении t/R„,-„<r20. r,ie / -толщина плиты оболочки: R.„i„ - меньший из ра,аи}сов кривизны. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |